МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ, ПОДГОТОВКЕ И ОСНАЩЕНИЮ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ (МЧС РОССИИ, 2005 Г.)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОЗДАНИЮ, ПОДГОТОВКЕ И ОСНАЩЕНИЮ

НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ


Москва


2005


Под общей редакцией директора Департамента гражданской защиты МЧС России к.т.н. В.А.Пучкова.


Настоящие «Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных аварийно-спасательных формирований» разработаны в соответствии с требованиями федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом опыта деятельности МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти, результатов исследований по проекту «Формирование, подготовка и внедрение механизмов поддержания в готовности нештатных аварийно-спасательных формирований».


Методические рекомендации предназначены для органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, и организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, рекомендуются для использования в учебном процессе по программам подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.


Методические рекомендации разработаны коллективом сотрудников Департамента гражданской защиты МЧС России в составе: С.С.Дегтярев, В.В.Семенов, В.Г.Загладин, С.В.Акатьев, С.А.Кададов, Н.В.Твердохлебов.


Содержание

 


Введение. 4


 


I. Создание и функционирование

нештатных аварийно-спасательных формирований. 6


Общие положения. 6


Комплектование нештатных аварийно-спасательных

формирований личным составом.. 13


Обеспечение нештатных аварийно-спасательных

формирований техникой и имуществом.. 14


Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований. 14


Страхование и социальные гарантии личного состава

нештатных аварийно-спасательных формирований. 18


Разработка штатных перечней и норм оснащения

нештатных аварийно-спасательных формирований и учет формирований. 19


 


II. Организация и ведение АСДНР с участием

нештатных аварийно-спасательных формирований. 20


Действия руководителей и личного состава нештатных аварийно-

спасательных формирований по приведению формирований в готовность. 23


Приведение нештатных аварийно-спасательных формирований

в полную готовность. 25


Действия руководителей нештатных аварийно-спасательных

формирований при организации выполнения АСДНР. 25


Организация всестороннего обеспечения и взаимодействия

в ходе выполнения АСДНР. 28


 


Приложение №1. Примерный перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований и примерные схемы их организационно-штатной структуры.. 37


Примерный перечень создаваемых территориальных

нештатных аварийно-спасательных формирований. 37


Примерный перечень создаваемых нештатных

аварийно-спасательных формирований организаций. 38


Схемы организационно-штатной структуры

нештатных аварийно-спасательных формирований........................................................... 39


 


Приложение №2. Примерные нормы оснащения

(табелизации) нештатных аварийно-спасательных

формирований специальными техникой, оборудованием,

снаряжением, инструментами и материалами. 106


 


Приложение №3. Темы и расчет часов

базовой и специальной подготовки. 106


Наименование тем базовой подготовки, их содержание и расчет часов. 106


Примерный перечень основных тем специальной подготовки,

их содержание и расчет часов. 109


 


Приложение №4. Формы учета нештатных

аварийно-спасательных формирований. 114


Введение

 


Потенциальные опасности военного, техногенного, природного характера во многом определяют основные задачи и направления развития сил гражданской обороны. При этом учитываются и такие факторы, как реальные экономические возможности государства, ограниченный потенциал отечественного оборонно­промышленного комплекса, масштабы прогнозируемых последствий военного воздействия на потенциально опасные и иные объекты, оценка опасностей и угроз природного и техногенного характера, демографическая ситуация в стране, возможный призыв на военную службу многих профессиональных спасателей в случае объявления мобилизации.


В этих условиях совершенствование сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должно осуществляться преимущественно на основе качественно новых подходов к оптимизации их состава и структуры, повышения готовности к решению возложенных на них задач, комплексного применения современной техники и новейших технологий, улучшения подготовки личного состава.


Принимаемые в настоящее время меры по совершенствованию законодательства и системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Российской Федерации затрагивают многие вопросы гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах.


Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года 122­ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» внес изменения в федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «О пожарной безопасности», «Об аварийно­спасательных службах и статусе спасателей» и другие.


Внесенные изменения уточняют и конкретизируют сферу деятельности гражданской обороны. Гражданская оборона определена как система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. К силам гражданской обороны отнесены нештатные аварийно­спасательные формирования и спасательные службы.


Находясь непосредственно на предприятии (объекте) в составе работающей смены, нештатные аварийно­спасательные формирования могут принять необходимые экстренные меры по сигналам оповещения гражданской обороны, а также по предотвращению или локализации чрезвычайной ситуации на самой ранней стадии такой угрозы и начать аварийно­спасательные и другие неотложные работы еще до прибытия основных сил. При определении количества нештатных аварийно­спасательных формирований учитывается прогнозируемая обстановка, которая может сложиться в организации (на территории) в мирное и военное время. При этом формирования должны оснащаться современной техникой и оборудованием, быть мобильными и более функциональными.


При создании и обеспечении функционирования нештатных аварийно­спасательных формирований для решения задач гражданской обороны необходимо руководствоваться требованиями действующих нормативных правовых актов, Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным приказом МЧС России от 23 декабря 2005 года №999, организационно-методическими указаниями МЧС России. Рекомендуется также использовать накопленный опыт создания, подготовки и применения сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая опыт создания, комплектования, технического оснащения и подготовки гражданских организаций гражданской обороны, применительно к современным условиям и задачам.


I. Создание и функционирование нештатных

аварийно-спасательных формирований

 


Общие положения

 


Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.


Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, №7, ст. 799), от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №35, ст. 3503) и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.


Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее — Порядок) утвержден приказом МЧС России от 23 декабря 2005 года №999 (зарегистрирован в Минюсте России 19 января 2006 года № 7383.


Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.


Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение №1). В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.


Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение №2).


Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:


проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;


участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;


обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);


санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;


участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;


обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.


Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с утвержденным МЧС России Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России — органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.


Применение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.


В планах предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий. Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновения чрезвычайной ситуации и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.


Основу группировки сил для проведения АСДНР при ведении гражданской обороны составляют войска гражданской обороны и нештатные аварийно-спасательные формирования. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.


Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.


Второй эшелон — для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.


Резерв — для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.


Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.


Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.


Федеральные органы исполнительной власти, исходя из статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», в отношении бюджетных организаций, находящихся в их ведении, вправе:


определять организации, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;


организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;


вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;


организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;


осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.


Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, исходя из статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне», на соответствующих территориях вправе:


определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;


организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;


вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществляют их учет;


организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;


осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.


Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:


разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;


укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами в соответствии с примерным табелем оснащения, в том числе за счет существующих в организации в мирное время аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других штатных подразделений;


осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;


осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;


осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;


поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.


При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности имеющихся в организации штатных аварийно-спасательных формирований, аварийно-спасательных служб и других подразделений с целью доведения общей численности их личного состава до 7–10% от штатной численности работников организации.


Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время — 24 часа, военное время — 6 часов.


Нештатные аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации при условии, что не менее половины спасателей, непосредственно принимающих участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.


МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, а также контроль в этой области.


Основаниями для ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, являются прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для ликвидации которых предназначались указанные формирования.


Решение о ликвидации нештатных аварийно-спасательных форми­рований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, принимают создавшие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации по согласованию с органами исполнительной власти, специально уполномо­ченными на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на которые возложены функции координации деятельности аварийно-спасательных служб и формирований.


 


Виды нештатных аварийно-спасательных формирований


 


Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:


по подчиненности: территориальные формирования и формирования организаций;


по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: посты, группы, звенья, команды;


по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.


Территориальные формирования предназначаются для выполнения мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях, наращивания группировки сил гражданской обороны и РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на наиболее важных участках. Территориальные формирования подчиняются руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления соответствующих территорий.


Базой для создания территориальных формирований являются организации, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, продолжающие работу в военное время на территории, подведомственной органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.


Формирования организаций предназначаются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в тех организациях, на базе которых они созданы, и подчиняются их руководителям. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления формирования организаций могут привлекаться для ведения аварийно-спасательных работ в других организациях в установленном порядке.


Все формирования создаются для ведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с их предназначением.


Сводная команда (группа) является основным формированием, предназначенным для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.


Сводная команда (группа) механизации работ предназначается для усиления сводных и спасательных команд (групп) средствами механизации, а также для выполнения наиболее трудоемких работ самостоятельно.


Спасательная команда (группа) предназначается для проведения спаса­тельных работ.


Формирования, создаваемые на базе ремонтных, химических, медицинских, противопожарных, аварийно-технических, транспортных, охранных и иных специализированных организаций, служб, подразделений предназначаются для осуществления специальных мероприятий в ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, усиления формирований общего назначения и всестороннего обеспечения их действий:


группы инженерной, радиационной, химической и биологи­ческой разведки — для ведения разведки в очагах поражения (заражения), зонах катастрофического затопления, в районах массовых пожаров, на маршрутах выдвижения и в местах размещения формирований и населения;


посты радиационного, химического и биологического наблюдения — для наблюдения за радиационной, химической и биологической обстановкой;


команды, группы радиационной, химической и биологической защиты — для ликвидации последствий радиационного, химического и биологического заражения, проведения дезактивации, дегазации, дезинфек­ции личного состава формирований, населения, территорий и сооружений, осуществления радиационного, химического, биологического контроля, а также для локализации и ликвидации вторичных очагов заражения;


команды и звенья связи — для обеспечения связью руково­дителей органов управления гражданской обороны и пунктов управления с подчиненными и взаимодействующими силами, а также для ведения аварий­но-восстановительных и ремонтных работ на линиях и сооружениях связи;


медицинские отряды, бригады, санитарные дружины и санитарные посты — для осуществления медицинского, санитарно-эпидемического и биологического контроля, оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах поражения, проведения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в очагах заражения (загрязнения), на маршрутах эвакуации и ввода сил гражданской обороны, в загородной зоне, а также для ухода за пораженными;


инженерные команды, группы, звенья — для ведения инженерной раз­ведки, аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог и дорожных сооружений, взрывных работ, строительства и обслуживания (эксплуатации) защитных сооружений;


аварийно-технические команды — для выполнения аварийно-технических работ на сетях и сооружениях коммунально-энергетического хозяйства;


автомобильные и автотранспортные колонны — для перевозки в заго­родную зону рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого насе­ления, вывоза материальных и культурных ценностей, перевозки сил граж­данской обороны к очагам поражения, эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны, подвоза (вывоза) рабочих смен, доставки мате­риальных средств;


подвижные ремонтно-восстановительные и эвакуационные группы — для проведения текущего ремонта техники в полевых условиях и ее эвакуации;


подвижные автозаправочные станции — для обеспечения автотранс­порта и другой техники формирований горючим и смазочными материалами;


команды защиты и эвакуации культурных ценностей — для выполнения мероприятий по защите и эвакуации предметов историко-худо­жественного наследия, памятников истории, архитектуры и других культур­ных ценностей;


команды и группы охраны общественного порядка — для участия в поддержании общественного порядка в населенных пунктах, на объектах работ, в районах размещения, а также в пунктах сбора, на маршрутах вывоза рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил гражданской обороны в очаги поражения (заражения);


команды защиты животных — для осуществления ветеринарного контроля, специальной обработки пораженных животных, защиты животных, фуража и источников воды, обеззараживания фуража и продуктов животного происхождения, ферм и других мест размещения скота, а также для проведения профилактических ветеринарно-санитарных и охранно-карантинных мероприятий;


команды защиты растений — для осуществления фитопатологического и энтомологического контроля, проведения мероприятий по защите растений и продуктов растениеводства, обеззараживания сельскохозяйственных угодий и продуктов растение­водства;


противопожарные и лесопожарные команды, отделения и звенья — для локализации и тушения пожаров на маршрутах выдвижения формирований, на объектах спасательных работ и в районах массовых лесных пожаров;


подвижные пункты питания — для обеспечения горячим питанием личного состава формирований в районах размещения при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также обеспечения питанием пораженного населения;


подвижные пункты продовольственного снабжения — для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения продуктами питания (сухим пайком) при отсутствии возможности приготовления горячей пищи;


подвижные пункты вещевого снабжения — для обеспечения пострадавшего населения и санитарно-обмывочных пунктов обменной одеждой, бельем и обувью;


звенья подвоза воды и обслуживания водозаборных пунктов — для обеспечения личного состава формирований и пострадавшего населения водой.


Кроме вышеуказанных формирований в организациях водного транспорта могут создаваться также морские (речные) аварийно-спасательные команды (группы), предназначенные для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на акваториях, водных путях и прибрежных объектах. Состав и организация этих формирований определяются исходя из местных условий и возможностей.


В организациях, производящих или использующих аварийно химически опасные вещества (АХОВ), создаются команды (группы) радиационной и химической защиты.


В организациях энергетики, железнодорожного, воздушного транспорта и связи для решения задач гражданской обороны непосредственно в своих организациях, кроме специальных ведомственных формирований могут создаваться спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические команды, а также другие формирования в зависимости от прогнозируемых чрезвычайных ситуаций и наличия базы.


На угольных, сланцевых и других шахтах создаются горноспасательные команды и команды по обслуживанию убежищ и укрытий, расположенных в горных выработках.


В строительных и строительно-монтажных организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не используемых для развертывания территориальных формирований или специальных ведомственных формирований, создаются группы инженерной разведки, команды по ремонту и восстановлению дорог и мостов, команды взрывных работ.


В жилищно-эксплуатационных организациях городов создаются аварийно-технические команды, звенья по обслуживанию убежищ и укрытий, посты радиационного, химического и биологического наблюдения, санитарные посты, команды (группы) охраны общественного порядка.


В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие формирования.


 


Комплектование нештатных

аварийно-спасательных формирований

личным составом

 


Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).


С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях нештатные аварийно-спасательные формирования доукомплектовываются невоеннообязанными.


Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.


Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.


Бронирование специалистов дефицитных специальностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.


 


Обеспечение нештатных аварийно-спасательных

формирований техникой и имуществом

 


Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.


Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.


Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне».


 


Подготовка и обучение нештатных

аварийно-спасательных формирований

 


Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативно-методическими документами организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования.


Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований вклю­чает:


обучение по программам подготовки спасателей в учебных центрах и иных образовательных учреждениях в соответствии с Основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. №1479 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №48, ст. 5561);


обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;


руководители формирований могут готовиться в ходе проведения с ними сборов по специальной подготовке. Для каждого такого сбора разрабатывается специальная программа в объеме 36 учебных часов*. Занятия в ходе сборов проводятся на базе учебно-методических центров по ГО и ЧС или непосредственно в организациях по профилю деятельности (при условии наличия подготовленной учебно-методической базы в организации);


обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России (приложение №3);


участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических ме