МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МЧС РОССИИ ПО СБОРУ И ОБМЕНУ ИНФОРМАЦИЕЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ (ПИСЬМО МЧС РОССИИ ОТ 23.08.2013 № 2-4-87-23-14)

1. Настоящие Методические рекомендаций по сбору и обмену информацией в области гражданской обороны (далее – Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утверждённым приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)» (зарегистрирован в Минюсте России 27 марта 2012 г., № 23622) и предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при организации сбора информации в области гражданской обороны и обмена ею.

2. Методические рекомендации определяют формы донесений по гражданской обороне, вопросы организации работы по сбору и обмену информацией в области гражданской обороны, а также организацию доведения до населения сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» при внезапном нападении противника.

3. Сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в целях обеспечения разработки, уточнения и корректировки планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), а также контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне.

4. В целях обеспечения сбора и обмена информацией федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют сбор и обобщение необходимых сведений в подведомственных сферах ведения (от соответствующих структурных подразделений, подведомственных территориальных органов и организаций, а также органов местного самоуправления), на основании которых представляют донесения (информацию) в соответствии с Регламентом сбора и обмена информацией в области гражданской обороны (приложение № 14 к Порядку разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденному приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70ДСП, зарегистрированным в Минюсте России 27 марта 2012 г., № 23622).

5. Донесения, содержащие информацию в области гражданской обороны, в соответствии с регламентом в зависимости от периода подготовки и представления подразделяется на:

  • представляемые в повседневной деятельности;
  • представляемые при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу на работу в условиях военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации;
  • представляемые в ходе выполнения мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей;
  • представляемые в ходе выполнения мероприятий, выполняемых по решению Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации.

6. К информации, представляемой в режиме повседневной деятельности относятся:

а) доклад об организации и итогах подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны — форма 1/ОБУЧ (1/ОБУЧ-Ф);

б) сведения о наличии защитных сооружений гражданской обороны — форма 1/ИТМ ГО;

в) сведения о наличии горных выработок, приспосабливаемых для укрытия населения и материальных ценностей, размещения производства — форма 2/ИТМ ГО;

г) сведения о ходе строительства защитных сооружений гражданской обороны — форма 3/ИТМ ГО;

д) сведения о зонах возможного катастрофического затопления — форма 4/ИТМ ГО;

е) сведения об объектах хозяйственно-питьевого водоснабжения — форма 5/ИТМ ГО;

ж) сведения о состоянии и обеспеченности населения защитными сооружениями гражданской обороны — форма 6/ИТМ ГО;

з) сведения о наличии сил радиационной и химической защиты — форма 1/РХЗ;

и) донесение об обеспеченности населения и аварийно-спасательных формирований средствами радиационной и химической защиты и радиационного контроля — форма 2/РХЗ;

к) доклад о состоянии гражданской обороны субъекта Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти) — в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России;

л) основные показатели планирования эвакуации населения, материальных и культурных ценностей — форма 3/ЭВАК;

м) сведения о проделанной работе по снижению негативного воздействия опасных биологических объектов и химических веществ — форма 1/БХБ;

н) сведения о проделанной работе по снижению негативного воздействия радиационно опасных объектов и радиационных веществ в Российской Федерации — форма 1/РБ;

о) сводные сведения об обеспеченности установленных категорий населения и личного состава аварийно-спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований медицинскими средствами защиты — форма 1/МБЗ;

п) состояние медицинской защиты населения — форма 2/МБЗ;

р) сведения о состоянии разработки нормативной правовой базы в области гражданской обороны — форма 1/НПБ;

с) сведения о наличии сил гражданской обороны — форма 1/СГО.

7. К информации, представляемой при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу на работу в условиях военного времени при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации относятся:

а) о начале подготовки к выполнению мероприятий по планам гражданской обороны и защиты населения (планам гражданской обороны) — форма У/1/ГО;

б) о ходе выполнения мероприятий по гражданской обороне в период непосредственной подготовки к переводу на работу в условиях военного времени — форма У/2/ГО;

в) о состоянии гражданской обороны и готовности к выполнению мероприятий по планам гражданской обороны и защиты населения (планам гражданской обороны) — форма У/3/ГО.

8. К информации, представляемой в ходе выполнения мероприятий по гражданской обороне первой, второй и третьей очередей относятся:

а) о начале выполнения мероприятий по гражданской обороне первой очереди — форма ПМ 1/1;

б) о выполнении (ходе выполнения) мероприятий по гражданской обороне первой очереди — форма ПМ 1/2;

в) о начале выполнения мероприятий по гражданской обороне второй очереди — форма ПМ 2/1;

г) о выполнении (ходе выполнения) мероприятий по гражданской обороне второй очереди — форма ПМ 2/2;

д) о начале выполнения мероприятий по гражданской обороне третьей очереди — форма ПМ 3/1;

е) о выполнении (ходе выполнения) мероприятий по гражданской обороне третьей очереди — форма ПМ 3/2;

ж) сведения о приведении в готовность к приему укрываемых и наращивании фонда защитных сооружений гражданской обороны при приведении в готовность гражданской обороны — форма 7/ИТМ ГО.

9. К информации, представляемой в ходе выполнения мероприятий, выполняемых по решению Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации относятся:

а) о начале сработки (выпуска воды) крупных водохранилищ — форма СКВ 1;

б) о сработке (выпуске воды) крупных водохранилищ — форма СКВ 2;

в) о начале проведения частичной эвакуации — форма ЧЭ 1;

г) о проведении частичной эвакуации — ЧЭ 2;

д) о начале проведения общей эвакуации — ОЭ 1;

е) о проведении общей эвакуации — форма ОЭ 2;

ж) о начале вывода формирований в загородную зону — форма ВФ 1;

з) о выводе формирований в загородную зону — форма ВФ 2.

10. Формы представляемых донесений (информации) приведены в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Обмен информацией должен осуществляться в соответствии с требованиями Федеральных законов от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и от 21 июня 1993 г. № 5485-1 «О защите государственной тайны».

11. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации на основании донесений (информации), представляемых в рамках сбора и обмена информацией в области гражданской обороны организуют ежегодное уточнение планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), а также их корректировку в ходе ведения гражданской обороны в соответствии с реально складывающейся обстановкой.

12. МЧС России:

координирует работу по сбору и обмену информацией в области гражданской обороны;

осуществляет сбор и обработку информации в области гражданской обороны, представляемой федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

при необходимости уточняет регламент сбора и обмена информацией в области гражданской обороны и соответствующие формы донесений, а также запрашивает информацию, необходимую для осуществления управления гражданской обороной и контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне.

13. При внезапном нападении противника оперативной дежурной сменой Федерального казенного учреждения «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» осуществляется оповещение в установленном порядке дежурных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

14. Дежурные федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации докладывают о получении в установленном порядке соответствующих сигналов и информации о внезапном нападении противника руководителям гражданской обороны и по их указанию организуют оповещение:

а) в федеральных органах исполнительной власти: подведомственных структурных подразделений, должностных лиц и работников, а также территориальных органов и подведомственных организаций;

б) в субъектах Российской Федерации: подведомственных структурных подразделений и организаций, должностных лиц и работников, а также органов местного самоуправления и организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне. Одновременно с этим в субъектах Российской Федерации организуется оповещение населения о внезапном нападении противника посредством передачи сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» с использованием региональных и местных систем централизованного оповещения населения, комплексной системы экстренного оповещения населения, локальных и других систем оповещения населения.

15. При этом подача сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» должна предусматривать автоматический запуск электрических сирен региональных и местных систем централизованного оповещения населения на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, с одновременным переключением телерадиотрансляционных узлов на программы гражданской обороны и передачей соответствующей голосовой информации по радио, телевидению и комплексной системе экстренного оповещения населения.

Программы гражданской обороны с соответствующей информацией о ракетной или авиационной опасности (отбое ракетной или авиационной опасности), транслируемые при внезапном нападении противника, информацией о типовых чрезвычайных ситуациях,  в данной местности, а также рекомендуемым действиям населения в случае возникновения этих опасностей или чрезвычайных ситуаций должны формироваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления заблаговременно на электронных информационных носителях и быть в готовности к автоматическому воспроизведению по соответствующим сигналам о внезапном нападении противника и возникновении типовых (для конкретной территории) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При этом по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ» федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями организуется выполнение мероприятий по защите населения при внезапном нападении противника (при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), предусмотренных планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны).

Приложение:

формы донесений по вопросам гражданской обороны на 109 листах