ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от
21 мая 2007 г. N 305
ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
(в ред. Постановлений
Правительства РФ от 22.04.2009 N 347, от 21.04.2010 N 268, от 22.07.2017 N 864)
В
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868
"Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882)
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить
прилагаемое Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
М.
ФРАДКОВ
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
от
21 мая 2007 г. N 305
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
(в ред. Постановлений
Правительства РФ от 22.04.2009 N 347, от 21.04.2010 N 268, от 22.07.2017 N 864)
1.
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях
обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами
требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2010 N 268)
2.
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее -
органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны), в
том числе с применением риск- ориентированного подхода. (в ред. Постановлений
Правительства РФ от 22.04.2009 N 347, от 22.07.2017 N 864)
Государственный
надзор в области гражданской обороны осуществляется посредством проведения
плановых и внеплановых документарных и выездных проверок в соответствии с
Федеральным законом "О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля". (в ред. Постановлений Правительства
РФ от 21.04.2010 N 268, от 22.07.2017 N 864)
3.
Органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в
своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, а также настоящим Положением.
4.
Органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в
пределах своих полномочий:
а)
организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и
гражданами требований законодательства Российской Федерации в области
гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем
управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил
использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и
другой специальной техники и имущества гражданской обороны; (в ред.
Постановления Правительства РФ от 21.04.2010 N 268)
б)
запрашивают в установленном порядке необходимые материалы и информацию в
области гражданской обороны у федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций;
в)
взаимодействуют при осуществлении государственного надзора в области
гражданской обороны с органами государственного надзора в других сферах
деятельности;
г)
организуют и проводят плановые и внеплановые проверки выполнения установленных
требований в области гражданской обороны;
д)
участвуют в информировании органов государственной власти, органов местного
самоуправления и населения о принимаемых и принятых мерах в области гражданской
обороны;
е)
рассматривают в установленном порядке обращения, жалобы граждан и юридических
лиц;
ж)
осуществляют другие меры по государственному надзору в области гражданской
обороны, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
4.1.
При проведении плановых проверок всех юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей должностные лица в соответствии с перечнем, указанным в пункте
5 настоящего Положения, обязаны использовать проверочные листы (списки
контрольных вопросов). (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
Проверочные
листы (списки контрольных вопросов) содержат перечни вопросов, затрагивающих
предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям
установленные требования в области гражданской обороны, соблюдение которых
является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы
причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей
среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры),
безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
Предмет
плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные
листы (списки контрольных вопросов). (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
5.
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется лицами,
перечень должностей которых утверждается Министерством Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2009 N 347)
6.
Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области
гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:
а)
осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской
обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
организациями, а также должностными лицами и гражданами;
б)
проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений
организаций и других объектов в целях государственного надзора в области
гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и
пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации;
в)
запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также
должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской
обороны;
г)
выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для
исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в
области гражданской обороны;
д)
составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке,
определенном Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях;
е)
отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые
нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор
в области гражданской обороны.
7.
Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области
гражданской обороны, обязаны:
а)
исполнять своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по
предупреждению, выявлению и пресечению нарушений установленных требований в
области гражданской обороны;
б)
не разглашать информацию, составляющую государственную, служебную или
коммерческую тайну, которая может стать им известна при осуществлении
государственного надзора в области гражданской обороны;
в)
осуществлять в ходе проведения мероприятий по контролю и государственному
надзору в области гражданской обороны разъяснительную работу по применению законодательства
Российской Федерации о гражданской обороне;
г)
соблюдать права и законные интересы организаций и граждан;
д)
не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении
мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету
проверки;
е)
знакомить должностных лиц организаций либо их представителей с результатами
мероприятий по государственному надзору в области гражданской обороны;
ж)
выполнять требования законодательства Российской Федерации, регламентирующего
деятельность по организации и осуществлению государственного надзора в области
гражданской обороны;
з)
доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
и)
осуществлять в установленном порядке ведение документации, отражающей
деятельность органов, осуществляющих государственный надзор в области
гражданской обороны;
к)
осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с соответствующими
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и
организациями;
л)
анализировать организацию работы в области гражданской обороны на поднадзорных
(подконтрольных) объектах;
м)
выполнять иные установленные законодательством Российской Федерации обязанности
по государственному надзору в области гражданской обороны.
8.
Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области
гражданской обороны, несут установленную законодательством Российской Федерации
ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них
обязанностей.
Указания
и распоряжения вышестоящих должностных лиц, уполномоченных осуществлять
государственный надзор в области гражданской обороны, обязательны для
исполнения нижестоящими должностными лицами.
9.
Решения и требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный
надзор в области гражданской обороны, по вопросам, относящимся к их
компетенции, обязательны соответственно для федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц и граждан.
10.
Решения должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в
области гражданской обороны, могут быть обжалованы в установленном
законодательством Российской Федерации порядке.
11.
Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области
гражданской обороны, назначаются и освобождаются от должности в установленном
законодательством Российской Федерации порядке.
12.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий устанавливает в пределах
своих полномочий порядок осуществления государственного надзора в области
гражданской обороны, определяющий в том числе:
порядок
действия органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской
обороны, а также соответствующие права и порядок действия указанных в пункте 5
настоящего Положения должностных лиц этих органов;
перечень
и формы документов по осуществлению государственного надзора в области
гражданской обороны;
квалификационные
требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения
должностных обязанностей должностными лицами органов, осуществляющих
государственный надзор в области гражданской обороны;
перечень
должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области
гражданской обороны, уполномоченных составлять протоколы об административных
правонарушениях.
13.
Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
14.
В целях применения при осуществлении государственного надзора в области
гражданской обороны риск-ориентированного подхода деятельность юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к одной из категорий риска
в соответствии с Правилами отнесения деятельности
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими
производственных объектов к определенной категории риска или определенному
классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении
риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного
контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации". (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
Отнесение
деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной
категории риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории
риска согласно приложению. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
15.
Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется со следующей
периодичностью: (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
для
категории высокого риска - один раз в 2 года; (в ред. Постановления
Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
для
категории значительного риска - один раз в 3 года; (в ред. Постановления
Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
для
категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет. (в ред. Постановления
Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
В
отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность
которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. (в
ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
16.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых
проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода
времени с даты: (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
а)
отнесения организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в
установленном порядке к категориям по гражданской обороне; (в ред.
Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
б)
начала эксплуатации организациями - юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями потенциально опасных объектов и (или) критически важных
объектов; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
в)
включения организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в
установленном порядке в сводный реестр организаций оборонно-промышленного
комплекса; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
г)
принятия на баланс организациями - юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями защитных сооружений гражданской обороны; (в ред.
Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
д)
окончания проведения последней плановой проверки организаций - юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, указанных в подпунктах "а" -
"г" настоящего пункта. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
17.
Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к
категориям риска осуществляется на основании решения руководителя (заместителя
руководителя) соответствующего территориального органа Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
18.
В случае пересмотра решения об отнесении деятельности юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей к одной из категорий риска решение об изменении
категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом,
уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории
риска. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
Решение
об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным
лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска. (в
ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
При
отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей считается отнесенной к
категории низкого риска. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
19.
Органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны,
ведут перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении
которых проводятся плановые проверки. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
Включение
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых
отнесена к категории риска, в перечни юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки,
осуществляется на основании решений уполномоченных должностных лиц об отнесении
деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к
соответствующим категориям риска. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
20.
Перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых
проводятся плановые проверки, содержат следующую информацию: (в ред.
Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
а)
полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии)
индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории
высокого, значительного или среднего риска; (в ред. Постановления Правительства
РФ от 22.07.2017 N 864)
б)
основной государственный регистрационный номер юридического лица или
индивидуального предпринимателя; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
в)
индивидуальный номер налогоплательщика; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
г)
место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя,
деятельность которых отнесена к категории высокого, значительного или среднего
риска; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
д)
реквизиты решения о присвоении категории риска, указание на категорию риска, а
также сведения, на основании которых принято решение об отнесении деятельности
юридического лица и индивидуального предпринимателя к категории риска. (в ред.
Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
21.
Размещение на официальных сайтах органов, осуществляющих государственный надзор
в области гражданской обороны, информации о юридических лицах и об
индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категории
высокого, значительного или среднего риска, содержащейся в перечнях юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые
проверки, осуществляется с учетом требований законодательства Российской
Федерации о защите государственной тайны. (в ред. Постановления Правительства
РФ от 22.07.2017 N 864)
22.
По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность
которых отнесена к одной из категорий риска, орган, осуществляющий
государственный надзор в области гражданской обороны, предоставляет в
установленном порядке юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю
информацию об отнесении их деятельности к категории риска, а также сведения,
использованные при отнесении деятельности юридического лица и индивидуального
предпринимателя к определенной категории риска. (в ред. Постановления
Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
23.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых
отнесена к одной из категорий риска, вправе подать в установленном порядке в
орган, осуществляющий государственный надзор в области гражданской обороны,
заявление об изменении ранее присвоенной ему категории риска. (в ред.
Постановления Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
ПРИЛОЖЕНИЕ
к
Положению о государственном
надзоре
в области гражданской обороны
КРИТЕРИИ
ОТНЕСЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К
ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИИ РИСКА
(в ред. Постановления
Правительства РФ от 22.07.2017 N 864)
1.
С учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями установленных требований в области гражданской обороны и
тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных
требований в области гражданской обороны деятельность юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям
риска:
а)
к категории высокого риска:
деятельность
организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в
установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне;
деятельность
организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
деятельность
организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
эксплуатирующих критически важные объекты;
деятельность
организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
оборонно-промышленного комплекса;
б)
к категории значительного риска - деятельность организаций - юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к первой
категории по гражданской обороне;
в)
к категории среднего риска:
деятельность
организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в
установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне;
деятельность
организаций - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих на
своем балансе защитные сооружения гражданской обороны;
г)
к категории низкого риска - деятельность иных организаций - юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей.
2.
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащая
отнесению к категориям высокого, значительного и среднего риска, подлежит
отнесению соответственно к категориям значительного, среднего и низкого риска
при отсутствии вступившего в законную силу постановления суда о назначении
административного наказания юридическому лицу и (или) его должностным лицам,
индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения,
предусмотренного статьей 20.7 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях и выявленного при последней плановой
проверке.
3.
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащая
отнесению к категориям значительного, среднего и низкого риска, подлежит
отнесению соответственно к категориям высокого, значительного и среднего риска
при наличии вступившего в законную силу постановления суда о назначении
административного наказания юридическому лицу и (или) его должностным лицам,
индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения,
предусмотренного частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7 и 20.7 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях и выявленного при последней проверке.