ХИМЗАЩИТА

8 (495) 162-90-69

info@ximza.ru

Корзина:

Товаров в корзине: 1

Перейти в корзину

Мои заказы

Методические рекомендации федеральным органам исполнительной власти и организациям по оценке возможной обстановки, которая может сложиться в результате применения потенциальным противником обычных современных средств поражения (письмо МЧС России от 19.03.2012 № 2-4-60-7-14 дсп)

Методические рекомендации по определению приоритетов поражения объектов тыла и оценке обстановки, которая может сложиться в результате применения потенциальным противником обычных современных средств поражения,

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для определения приоритетов поражения объектов тыла и подготовки системы исходных данных для планирования мероприятий гражданской обороны и защиты населения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в условиях современного военного конфликта.

1.2. В современных условиях, когда принципиально изменились взгляды на ведение военных конфликтов, когда ставка делается на современные высокоэффективные системы оружия, включая высокоточное оружие, видоизменяется подход по определению возможных ресурсов средств поражения потенциального противника по объектам тыла инфраструктуры Российской Федерации.

1.3. Схема определения ресурсов средств поражения в условиях современного военного конфликта сводится к следующему:

на федеральном уровне через соответствующие органы Министерства обороны Российской Федерации устанавливается возможный ресурс средств поражения объектов тыла по стратегическим направлениям, который распределяется и доводится Департаментом гражданской защиты МЧС России до региональных центров МЧС России;

региональные центры МЧС России распределяют и доводят выделенный ресурс средств поражения объектов тыла до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом степени опасности субъекта Российской Федерации;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации определяют объекты поражения исходя из их важности с учетом взглядов потенциального противника в приоритетах поражения объектов тыла.

1.4. Формирование системы исходных данных для планирования мероприятий гражданской обороны и защиты населения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях осуществляется в соответствии с Комплексной методикой по прогнозированию обстановки, объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также ущерба экономике при воздействии на объекты тыла обычными современными средствами поражения (приложение 1).

1.5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации систему исходных данных для планирования мероприятий гражданской обороны и защиты населения на региональном уровне, подготовленную в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, согласовывают с соответствующими региональными центрами МЧС России и Департаментом гражданской защиты МЧС России.

1.6. МЧС России на основе систем исходных данных субъектов Российской Федерации формирует систему исходных данных для планирования мероприятий гражданской обороны и защиты населения на федеральном уровне.

1.7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации после согласования системы исходных данных для планирования мероприятий гражданской обороны и защиты населения на региональном уровне доводят до органов местного самоуправления выписки из возможной обстановки в части касающейся для планирования мероприятий гражданской обороны и защиты населения на муниципальном уровне.

1.8. Настоящие методические рекомендации обеспечивают единый подход по прогнозированию обстановки и определению объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также ущерба экономике на территории Российской Федерации.

2. Определение объектов возможного поражения в субъектах Российской Федерации

2.1. Определение количества объектов возможного поражения в субъектах Российской Федерации осуществляется с учетом степени опасности субъекта Российской Федерации (приложение 2) и приоритетов потенциального противника в поражении объектов тыла.

Устанавливаются три степени опасности субъектов Российской Федерации:

1-я степень опасности (число поражаемых объектов 80-100) – для субъектов Российской Федерации, где в зонах возможных чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями на взрыво- пожаро-, химически-, радиационно опасных объектах и гидротехнических сооружениях проживает свыше 700 тыс. чел.;

2-я степень опасности (число поражаемых объектов 60-80) – для субъектов Российской Федерации, где в зонах возможных чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями на взрыво - пожаро-, химически-, радиационно опасных объектах и гидротехнических сооружениях проживает от 300 до 700 тыс. чел.;

3-я степень опасности (число поражаемых объектов 40-60) – для субъектов Российской Федерации, где в зонах возможных чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями на взрыво - пожаро-, химически-, радиационно опасных объектах и гидротехнических сооружениях проживает менее 300 тыс. чел.

 

Численность населения, проживающего в зонах возможных чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями на взрыво - пожаро-, химически-, радиационно опасных объектах и гидротехнических сооружениях, определяется на основе данных плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъекта Российской Федерации.

2.2. Выбор объектов возможного поражения осуществляется на основе взглядов потенциального противника в приоритетах поражения объектов тыла.

Устанавливаются три группы приоритетов потенциального противника в поражении объектов тыла:

I группа - объекты государственного управления, транспорта и коммуникаций;

II группа – объекты электроэнергетики и склады горюче-смазочных материалов (ГСМ);

III группа – объекты промышленности и жизнеобеспечения населения.

2.3. При подготовке исходных данных для планирования мероприятий гражданской обороны и защиты населения количество объектов возможного поражения в субъектах Российской Федерации в зависимости от степени опасности субъекта Российской Федерации и приоритетов вероятного противника в поражении объектов выбирается по данным, приведенным в таблице 1.

2.4. Конкретные объекты возможного поражения рекомендуется выбирать из Перечня критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры страны, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 411-рс, и на основе анализа объектов возможного поражения по приоритетам, указанным в пункте 2.2.

Таблица 1 - Приоритеты поражения объектов тыла и их ориентировочное количество

Приоритеты

поражения потенциального противника

Объекты возможного поражения

Степень опасности субъекта Российской Федерации

1

2

3

I

объекты

государственного управления, транспорта и коммуникаций

Объекты государственного управления

5

3;4

2

Узлы связи, ТЦ

5

3;4

2

 

Узлы железных дорог

5

3;4

2

 

Железнодорожные мосты, тоннели и метрополитены

3

2

1

 

Автодорожные мосты

2

2

1

 

Воздушные, морские, речные порты и базы

3

2

1

 

Насосные станции и магистральные трубопроводы

3

2

1

 

Склады государственных резервов

5

3;4

2

 

II

объекты

электроэнергетики и склады ГСМ

Атомные электростанции и производства

2

2

1

Гидроэлектростанции

2

2

1

 

Тепловые электростанции

5

4

3

 

Подстанции ЛЭП

5

3;4

2

 

Склады ГСМ и нефтебазы

10

7;8

5

 

III

объекты

промышленности и жизнеобеспечения населения

Нефтеперерабатывающие и химпроизводства

15

10

5

Предприятия оборонного комплекса

5

3;4

2

 

Предприятия цветной и черной металлургии

5

3;4

2

 

Предприятия машиностроения

10

6;7

3

 

Объекты жизнеобеспечения населения

10

7;8

5

 

3. Подготовка системы исходных данных для планирования мероприятий гражданской обороны и защиты населения

3.1. Формирование системы исходных данных осуществляется в соответствии с Комплексной методикой по прогнозированию обстановки, объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также ущерба экономике при воздействии на объекты тыла обычными современными средствами поражения.

3.2. Расчетные показатели возможной обстановки, объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также ущерба экономике сводятся в единую таблицу (приложение 3) по следующим укрупненным показателям:

1) Возможная обстановка:

количество пораженных объектов тыла (электроэнергетика, металлургическая промышленность, нефтепереработка, химическая и нефтехимическая промышленностьпищевая промышленность, машиностроение, иные отрасли экономики);

размеры зон воздействия вторичных поражающих факторов (по видам факторов): площади зон пожаров, зон химического и радиационного загрязнения и зон затопления;

2) Возможные объемы выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ:

общие потери персонала и населения, в том числе безвозвратные и санитарные;

численность пострадавшего населения, нуждающегося в оказании первой медицинской помощи;

численность населения подлежащих эвакуации;

объемы завалов;

количество аварий на коммунально-энергетических сетях;

численность населения нуждающегося в первоочередном жизнеобеспечении (обеспечение водой, газом, электроэнергией, теплом, предметами первой необходимости и продуктами питания).

3) Ущерб экономике:

потери производственных мощностей объектов тыла по отраслям (электроэнергетика, металлургическая промышленность, нефтепереработка, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, пищевая промышленность и иные отрасли);

снижение провозной способности транспорта (железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской (речной) транспорт);

потери систем жизнеобеспечения (водо-, газо-, теплообеспечения);

потери мощности местных объектов электроэнергетики;

потери запасов топлива и горючего по основным видам;

потери запасов пищевого сырья и продуктов питания по основным видам;

потери коммуникационного оборудования и каналообразующей аппаратуры связи, междугородней связи общего пользования.

3.3. Для автоматизации процесса получения расчетных показателей рекомендуется применять «Программный комплекс по прогнозированию обстановки, объемов аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также ущерба экономике при воздействии на объекты тыла обычными современными средствами поражения», разработанный ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России.

Мы ответим на любые ваши вопросы